КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аутизм – нарушение развития, приковывающее к себе внимание, поскольку он представляется нарушением, прежде всего человеческого образа жизни. Аутизм – именно человеческое нарушение; оно дает нам возможность соприкоснуться с тем опытом, который так близок и, наверное, все же так далек от нашего восприятия нас самих и нашего мира социальных отношений. Аутизм характеризуется триадой признаков - нарушением социального взаимодействия, коммуникации и способности к воображению, крайним ограничением спектра деятельности и интересов.

Социальное взаимодействие (не носит глобального характера):

1. Недостаточное осознание существования других людей и их чувств (обращаются с человеком как с предметом или инструментом) .

2. Отсутствие или искаженный поиск утешения у человека в момент страдания.

3. Отсутствие или нарушение подражания.

4. Отсутствие или нарушение игры с партнерами.

5. Выраженное нарушение устанавливать дружеские связи.

У детей раннего возраста можно уже отметить следующие нарушения социального взаимодействия:

1. Аутичные дети не могут регулировать внимание другого человека и отслеживать направление его внимания - они не могут показывать на вещи, которые привлекли их внимание, чтобы разделить свою заинтересованность с другим человеком (не формируется указательный жест);

2. Могут быть определенные трудности с подражанием;

3. Затруднено опознавание эмоционального состояния (в норме дети начинают различать чужие эмоции уже в 2-4 месяца, к 12 месяцам ребенок уже начинает ориентироваться на социальное окружение). Снижение способности к опознанию эмоций отмечаются у аутичных детей даже в пятилетнем возрасте и старше.

Качественные нарушения вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения:

1. Отсутствие таких средств коммуникации как лепет, жестикуляция, мимика, речевое общение.

2. Нарушение невербальных аспектов коммуникации, таких как, зрительный контакт, мимическая экспрессия, поза, жесты, служащие для установления социального взаимодействия. Пример.

3. Отсутствие воображения, невозможность взять на себя роль; полное отсутствие «символической» игры. Она заменяется стереотипными действиями, которые могут становиться навязчивыми?

4. Выраженные речевые нарушения, затрагивающие громкость речи, высоту, частоту, ударения, ритм и интонацию;

5. Выраженные нарушения формы и содержания речи, стереотипии и повторы, реверсия местоимений;

6. Невозможность поддерживать разговор с другими людьми, несмотря на наличие нормальной речи.

Характерно только для аутизма:

  • Задержка или остановка речевого развития без какой-либо компенсации с помощью использования жестов;
  • Отсутствие реакции на речь других людей (не реагирует на собственное имя);
  • Стереотипное использование речи;
  • Замена местоимений;
  • Неспособность начать и поддерживать диалог;
  • Нарушения невербальной коммуникации. С наибольшим трудом дается аутичным детям применение речи. Ребенок может совершенно буквально понимать сказанное.

Существенно ограниченный спектр деятельности и интересов

1. Стереотипные движения.

2. Стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание, облизывание, ощупывание, вращение) или пристрастие к необычным предметам;

3. Выраженное волнение при любых изменениях в окружении;

4. Привязанность к точному следованию определенным правилам;

5. Значительно ограниченный круг занятий с преобладанием одного узкого интереса.

При любой группе аутизма ребенок нуждается в психолого-медико-педагогической работе в условиях медицинского или образовательного учреждения, или же в различных центрах социальной реабилитации. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога, логопеда и педагога. Главное - не терять надежды взрослому, находящемуся рядом с ребенком, на благоприятный исход его дальнейшего развития и социализации.

За консультацией детского врача-психиатра и дальнейшем обследовании у медицинского психолога, можно обратиться в поликлиническое отделение  ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойский ПНД», мы находимся по ул. Юбилейная 1В, тел. регистратуры 8 (3494) 23-53-40.