ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА

Что такое буллинг?

Под словом «буллинг» подразумевается агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, буллинг чаще встречается в подростковой среде. К проявлениям буллинга относится агрессия, причинение вреда, издевательства и унижения в отношении жертвы. Цель буллинга – вызвать чувство страха у объекта травли, подчинить его себе, что достигается за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.

В современной мире буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не только издеваются, но и записывают это на видео и распространяют в сети интернет. Не исключено, что первично возникает идея снять видео, а уже затем появляется жертва и составляется сценарий «крутого» видео.

К другим особенностям буллинга относится:

  • В средних и старших классах распространена косвенная травля (скрытые издевательства, распространение слухов, объявление бойкота человеку и т.д.).
  • Мальчики отличаются сменой ролей агрессора и жертвы (хамелеон).
  • Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов. Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей.
  • Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши, но в большинстве случаев становятся наблюдателями.

Школьный буллинг можно разделить на следующие формы:

  • Физический буллинг (избиение, умышленные толчки, плевки, пенки, удары, захват вещей). Это самый распространенный и заметный тип буллинга.
  • Вербальный буллинг (обидные прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, унижение и т.д.).
  • Социально-психологический буллинг (сплетни и распространение слухов, умышленное игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище и т.д.). Этот тип чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.

К мотивам буллинга относится:

  • попытка самоутверждения;
  • желание привлечь внимание;
  • демонстрация силы;
  • скрывание неуверенности и страхов;
  • удовлетворение потребности во власти и доминировании.

Для профилактики буллинга следует работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.

Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения конфликтов. Основа буллинга – социальное неравенство.

Как правило, агрессоры выросли в психологически неблагополучных семьях (негативный пример родителей, пренебрежение потребностями ребенка, применение насилия, алкоголизм, наркомания в семье). Такие подростки отличаются враждебностью, агрессивностью, психосоциальной слабостью, импульсивностью, асоциальностью, эмоционально равнодушны, отказываются сотрудничать. Однако с легкостью устанавливают контакт со сверстниками (возможно будущими жертвами).

Проблемы жертв также вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию виктимной личности. Для жертв характерна низкая самооценка, комплекс неполноценности, неспособность постоять за себя, замкнутость, застенчивость, повышенная тревожность, нерешительность, неуверенность в себе.

Таким образом, ребенку важно адаптироваться к школьной среде и окружающему миру. В группы риска попадают все дети со слабыми социальными способностями и коммуникативными навыками, склонные к изоляции, интровертированные личности.

Большую роль в формировании личности играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека воспитывает жертву, а авторитаризм – агрессора. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров (смена ролей). Семейное насилие с одинаковой частотой создает агрессоров и жертв.

Кроме того, на подростков влияние оказывает СМИ и состояние общества в целом. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, оказывает негативное воздействие на подрастающее поколение.

Статью подготовил медицинский психолог ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойский ПНД» Светлана Акентьева